Зубчатая передача

Для передачи небольших мощностей при небольших числах оборотов в водоподъемных агрегатах применяются обыкновенные цилиндрические зубчатые колеса.

Для передачи больших мощностей и при больших скоростях применяются колеса с угловинтовыми зубцами.

Передача при помощи системы зубчатых колес носит название редуктора, хотя обычно под термином «редуктор» понимают зубчатую передачу, заключенную в коробку (фиг. 183).

В водоподъемных агрегатах применяются одноступенчатые редукторы, состоящие из корпуса и пары колес.

Связь редуктора с насосом и двигателем осуществляется при помощи муфт.

Для уменьшения износа зубцов колес последние работают так, что нижняя часть их находится в масле.

Колеса исполняются из специальной хромоникелевой стали, закаливаются, затем шлифуются на специальных станках.

К.п.д. редукторов обычно колеблется в пределах 0,95 — 0,98. Редуктор позволяет насос и двигатель использовать при наивыгоднейшем для каждого из них числе оборотов, что весьма существенно.

Ременная передача

В водоподъемных сооружениях наиболее распространенным видом ременной передачи является открытая (фиг. 184), когда вращение обоих валов направлено в одну сторону; очень редко может встретиться и полуперекрестная (фиг. 185), применяемая в тех случаях, когда валы скрещиваются под углом, равным 90°. Передача крутящего момента осуществляется здесь за счет силы трения, возникающей между рабочей цилиндрической поверхностью шкивов и ременной лентой, надетой на шкивы с некоторым натяжением.

Ременные передачи применяются для передачи различных мощностей - от очень малых до больших. Работа передачи зависит от расстояния между валами: чем меньше это расстояние, тем спокойнее работает передача; при параллельном расположении валов пределом служит расстояние примерно в 8 м. В горизонтальных и наклонных передачах ведущую ветвь располагают внизу, так как она более натянута, а ведомую — сверху; последняя, будучи слабее натянута и провисая, увеличивает угол обхвата.

При малом расстоянии между валами и малом угле обхвата на меньшем шкиве устанавливают натяжные ролики для лучшего обхвата обода шкива (фиг. 186); это позволяет передавать значительно большие мощности. При применении натяжных роликов необходимость в укорачивании вытягивающегося во время работы ремня отпадает.