Задвижки и приводы к ним 1

Ручной привод к задвижкам применяется при малых давлениях на трубопроводах диаметром до 1 м и при больших давлениях на трубопроводах меньшего диаметра; в насосных установках, где задвижки закрываются и открываются довольно часто, где время закрытия и открытия должно быть относительно мало, ручной привод обычно применяется к задвижкам диаметром до 400 мм.

Различают ручной привод с промежуточной передачей и без таковой, т. е. с маховичком, непосредственно сидящим на шпинделе задвижки. Если задвижка находится ниже пола станции (в подвале, галерее), то для удобства управления шпиндель удлиняется и проходит внутри колонки, над которой устанавливается маховичок. В тех случаях, когда место не позволяет установить колонку непосредственно над задвижкой, можно осуществить передачу движения от маховичка к шпинделю задвижки при помощи рычагов, связанных шарнирами, как это показано на фиг. 201. При расположении задвижки на значительном расстоянии от пола станции при горизонтальном расположении шпинделя может применяться привод, показанный на фиг. 202. Задвижки диаметром больше 400 мм при средних давлениях имеют ручной привод с цилиндрическими, коническими колесами или червячной передачей или состоящий из комбинаций этих передач, как это изображено на фиг. 203.

Степень открытия или закрытия задвижки с ручным приводом со шпинделем внутри корпуса иногда не может быть точно определена без соответствующих весьма простых приспособлений.

Задвижка, изображенная на фиг. 204, имеет зубчатое колесо, сцепляющееся с двумя зубчатыми колесами, расположенными друг над другом; число зубьев нижнего на единицу меньше верхнего; поэтому при каждом вращении шпинделя нижнее колесо несколько опережает верхнее. Это опережение, а следовательно и число оборотов шпинделя, характеризующее открытие задвижки, читается на нижнем колесе через прозор, имеющийся в верхнем.

Гидравлический привод может быть применен всюду, где имеется давление не ниже 1 ат. Этот привод рекомендуется для задвижек большого диаметра и в особенности в тех случаях, когда открытие и закрытие задвижек должны происходить быстро.

Существующие гидравлические задвижки могут быть открыты и закрыты в промежуток времени, колеблющийся между несколькими секундами и 2 — 3 мин.