Водяные поезда и цистерны

Для временного водоснабжения и снабжения станций, не имеющих своих источников и водоснабжения, вода может подвозиться с соседних станций специальными водяными поездами, состоящими из цистерн или в зимнее время из обыкновенных товарных вагонов с установленными в них баками для перевозки воды (обычно два бака емкостью около 5 м3 каждый). При малой потребности станции в воде цистерны с водой или вагон-бак прикрепляются к обычным товарным поездам.

Налив воды в цистерны производится при помощи гидроколонн или специальных так называемых наливных батарей, монтируемых из обычных стальных труб (фиг. 499). Вода в батарею подводится из той же разводящей сети, которая обслуживает гидроколонны. Последний способ дает возможность налива одновременно нескольких цистерн или вагонов-баков и является в ряде случаев более рациональным, так как ускоряет оборот вагонов и сокращает время занятия станционного пути.

На станциях потребления привозной воды для слива воды сооружаются специальные сливные устройства, состоящие из резервуара для воды и лотков. Из резервуара вода забирается установленным около него насосом и подается в водонапорную башню, а при отсутствии ее — непосредственно в разводящую сеть.

Вместо подвоза воды специальными поездами для снабжения паровозов на некоторых безводных участках (при подходящих для этой цели климатических условиях) практикуется прицепка к поездным паровозам цистерн с водой. При помощи соединяющего их гибкого рукава вода из цистерны поступает в тендер (сообщающиеся сосуды), все время пополняя расходуемую из него воду.

Вода из прицепных цистерн может также поступать в тендер паровоза на ходу при использовании сжатого воздуха от компрессора, имеющегося на паровозе. Последнее является важным, так как уменьшение числа остановок для набора воды паровозом может способствовать увеличению пропускной способности дороги.

При постройке новых железных дорог и во время их эксплуатации постройка временных водоснабжений должна иметь место при наличии достаточно обоснованных данных, свидетельствующих о том, что эти водоснабжения будут действительно временными. На практике, особенно при постройке новых железнодорожных линий, имели место случаи постройки целого ряда пунктов водоснабжения временного типа с примитивными водоприемными сооружениями, с деревянными водоемными и водоподъемными зданиями, с маломощным механическим оборудованием, со слабо развитой разводящей сетью и т. д. без учета действительных перспектив работы этих сооружений. Эти временные водоснабжения сдавались во временную эксплуатацию и эксплуатировались годами, а иногда и десятками лет.

Это может создать большие эксплуатационные неудобства, отцепку паровозов при наборе воды, задержку поездов под набором воды и т. д., а все это приводит к необходимости коренной реконструкции этих временных водоснабжений с затратой излишних средств. Поэтому постройка временного водоснабжения может быть принята лишь в том случае, если последнее не превратится в постоянное.

Таким образом, устройство временных водоснабжений должно практиковаться главным образом при восстановлении разрушенных водоснабжении, в процессе строительства дороги для обслуживания строительства и при очевидной надобности в нем в эксплуатации именно как во временном устройстве.