Влияние накипи на теплопередачу и металл котла

Наличие накипи вызывает следующие изменения в режиме парового котла:

  1. Уменьшение теплопередачи, что в свою очередь вызывает перерасход топлива и перегрев металла со всеми вытекающими последствиями (образование выпучин, прогары, пережог металла, трещины топки, течь связен и труб);

  2. Нарушение нормальной циркуляции воды вследствие местных скоплений накипи или завалов.

На диаграмме фиг. 249 приведен перерасход топлива в зависимости от толщины слоя накипи (по данным проф. Штумпера); в литературе встречается и целый ряд других данных.

Наибольшую опасность представляет накипь, пропитанная маслом, а также силикатная.

Неравномерные отложения накипи обусловливают различную температуру соседних участков, что в свою очередь вызывает разное напряжение металла и деформацию его с образованием трещин, прозоров и пр.

При температуре выше 500° составные части накипи могут подвергаться диссоциации, продукты которой вызывают разрушение металла.

Наличие в накипи механических примесей минерального и органического происхождения вследствие их низкой теплопроводности также обусловливает перегрев и разрушение металла.

Таким образом, загрязнение котлов накипью и шламом обусловливает снижение паропроизводительности котла и вызывает расстройство его; паровозы чаще выходят из строя и дольше простаивают на промывках и ремонтах, межпромывочный пробег сокращается, а это в свою очередь вызывает увеличение паровозного парка и эксплуатационных расходов.