Регулирование работы насосов и станции 3

а - мотор; b — насос; c - всасывающий штуцер; d - штуцер низкого давления; e - штуцер высокого давления; f - регулирующая задвижка; g - обратный клапан; h - всасывающий трубопровод; i - трубопровод низкого давления; k - трубопровод высокого давления

К. п. д. при нормальной нагрузке на 5 - 6% меньше, чем у асинхронных моторов, зато при уменьшении скорости к. п. д. значительно выше, чем у асинхронных; он не так падает, как у асинхронных, как это видно из фиг. 168, где изображены кривые к. п. д. асинхронного и коллекторного моторов мощностью 40 квт. Коллекторный мотор включает в себя наиболее дорогую часть трехфазного асинхронного мотора (статор) и наиболее дорогую часть мотора постоянного тока (якорь с коллектором) и потому при одной и той же мощности будет стоить примерно в два раза дороже асинхронного мотора

На фиг. 169 показан один из коллекторных моторов, приводящий в действие центробежный насос. Интересная конструкция и установка центробежных насосов, развивающих одновременно различные напоры, показаны на фиг. 170. Один и тот же насос одновременно и независимо может перекачивать воду в две зоны. Это обусловлено тем, что полное давление у центробежного насоса достигается последовательно включенными ступенями, и если отбирать воду от насоса после разных ступеней, то вода эта будет отводиться с разными напорами.

Каждый из насосов имеет напорный штуцер с напорным трубопроводом для нижней зоны (за второй ступенью), другой штуцер для верхней (за четвертой ступенью).

Переключения трубопроводов выполнены таким образом, что один насос перекачивает воду в нижнюю зону, другой — в верхнюю, или оба — в нижнюю, или оба в верхнюю, или каждый — в обе зоны одновременно. Регулирования в буквальном смысле здесь нет, но зато достижимы вполне определенные изменения в производительностях и особенно в напорах Весьма интересным для регулирования работы насосов может быть применение гидромуфт.

Иногда в условиях мало изменяющихся напоров установка нескольких насосов различной производительности с обыкновенными асинхронными моторами трехфазного тока удовлетворительно разрешает вопрос регулирования производительности станции и приводит к достаточно хорошему экономическому эффекту.