Приборы автоматических насосных станций 1

Реле давления применяется для управления и защиты, оно устанавливается на напорных трубопроводах каждого насоса и на напорных водоводах. Реле давления состоит из стальной или бронзовой диафрагмы и контактного устройства, помещенных в закрытой коробке. При достижении определенного давления диафрагма воздействует на контактный механизм и производит переключение контактов.

Вакуумное реле служит для контроля работы вакуум-насоса. Устройство вакуумного реле принципиально аналогично реле давления.

Струйное реле устанавливается на ответвлении трубопровода вакуум-насоса у каждого насосного агрегата и служит для определения момента полного заполнения насоса водой. Оно в основном представляет собой пружинный клапан особого устройства, устанавливаемый на отсасывающей трубе вакуум-насоса. При наличии воздуха в трубе клапан отжат пружиной, оставляя небольшой зазор. Вакуум-насос отсасывает воздух, который свободно проходит через зазор пружинного клапана. Как только вода подойдет к клапану, он захлопывается, преграждая путь воде. Одновременно это передается механизму, который производит размыкание соответствующих контактов, и вакуум-насос выключается.

Для каждого мотора у задвижек обычно предусматривается два включающих реле: одно для вращения по часовой стрелке, другое в обратном направлении.

Концевой выключатель обязателен в схеме управления задвижками с электроприводом (а также для передачи соответствующих импульсов в общей схеме управления насосом).

Когда задвижка приходит в крайнее положение (открытие или закрытие), шток задвижки, соединенный с концевым выключателем, воздействует на механизм последнего, контакты в цепи электропривода размыкаются и мотор останавливается.

Одновременно концевой выключатель замыкает контакты в цепи магнитного пускателя, подготовляя ее для повторения операций открытия или закрытия задвижки. Независимо от указанного открытие и закрытие задвижки должны при желании производиться и вручную при помощи маховичка, насаженного на конец вала.

Примером реле защиты является реле защиты подшипников при перегреве.

Действие реле основано на удлинении биметаллической пластинки. Когда температура подшипников превосходит допустимый предел, пластинка удлиняется настолько, что приводит в действие механизм реле. Действие механизма влечет включение контактов в электрической цепи; имеют место сигнализация об аварийном перегреве подшипников и выключение неисправного агрегата.

Контактор состоит из магнитной системы с катушкой, включенной в цепь малого тока, и подвижного якоря, связанного с валом, на котором находятся контакты.

При прохождении тока через катушку электромагнита якорь, а вместе с ним и вал поворачиваются, включая цепь главного тока. При отключении катушки якорь с валом под действием силы тяжести отходит в исходное положение. Известны станции (Гильфорд, США), где пуск насосов производится автоматически от специальных часов. При этом учитывается и падение давления ниже определенной величины. Если такого падения давления нет, то реле времени включит агрегаты, а реле давления выключит; при значительном падении давления реле давления замыкает соответствующие контакты, прекращает ход часов и включает станцию.