Подготовка и пуск насоса

Уход за насосом

Включение насоса в работу можно производить только после его заполнения. При заполнении насоса водой все воздушные краны на нем должны быть открыты до появления в них воды; после заполнения воздушные краны и задвижка на напорном штуцере закрываются. Наполнение водой может производиться посредством:

  1. особой воронки с краном (очень редко);

  2. соединения корпуса насоса с водопроводом (очень редко);

  3. обводной трубки на обратном клапане (заполнение водой из нагнетательного трубопровода); в этом случае необходимо следить, чтобы всасывающая линия не подвергалась высокому давлению;

  4. отсасывания воздуха из всасывающей линии и корпуса насоса воздушным насосом.

Перед первым пуском насоса необходимо проверить направление вращения вала насоса; все масленки должны быть залиты маслом.

Пуск в ход должен быть произведен при закрытой задвижке; лишь после достижения насосом нормального числа оборотов и развития определенного давления (судя по показанию манометра) можно начать постепенное открытие задвижки. Длительная работа насоса при закрытой задвижке не рекомендуется. Работа насоса без жидкости не допускается, так как при этом может иметь место сильный износ уплотняющих колец, разгрузочной шайбы и т. д.

Нельзя также допускать продолжительную работу насоса с ненормальной подачей воды. Необходимо открывать задвижку до тех пор, пока насос начнет развивать нормальную производительность (например, нормальная нагрузка мотора, судя по амперметру).

Трущиеся части не должны нагреваться выше допускаемой температуры.

Подтягивание сальников производится с таким расчетом, чтобы перекачиваемая жидкость могла несколько просачиваться наружу, что является признаком отсутствия присасывания воздуха в корпус насоса; при подтягивании сальников не должно происходить заедание вала.

Необходимо следить за исправной работой подшипников. В первый период действия насоса необходима частая смена масла; при вполне исправной работе насоса достаточно сменять смазку и чистить подшипники один-два раза в месяц.

При наличии у центробежного насоса разгрузочных шайб для уравновешивания осевого сдвига необходимо обратить внимание на положение вала относительно подшипника; для этой цели на валу может быть сделана соответствующая засечка; вал при износе разгрузочной шайбы смещается относительно своего нормального положения. Смещение засечки допускается не более 1,5 мм; в том случае, когда засечка смещается более чем на 1 - 1,5 мм, может происходить истирание разгрузочной шайбы и следующий за этим износ рабочих колес и других частей насоса. Наружная сторона разгрузочной шайбы не должна находиться под давлением; вода, просачивающаяся через соответствующий зазор, должна свободно по трубке отводиться наружу (фиг. 80).

Периодически в зависимости от загрязненности перекачиваемой жидкости насос необходимо разбирать для осмотра и чистки отдельных деталей.

При приведении в действие насосов двигателями, изменяющими число оборотов, регулирование работы производится изменением числа оборотов. Регулирование производительности во всех случаях можно производить задвижкой, однако, это не экономично.

Остановка насоса

При остановке насоса необходимо:

  1. постепенно закрыть задвижку на насосе;

  2. закрыть кран у вакуумметра во избежание поломки его при последующей заливке насоса;

  3. выключить двигатель насоса.

При остановке насоса на длительное время, особенно зимой, необходимо полностью удалить воду из корпуса насоса и, разобрав насос, тщательно протереть детали. Нельзя в зимнее время оставлять воду в трубопроводе, проложенном через неотапливаемые помещения.