Особенности изысканий в районах вечной мерзлоты 2

В результате изысканий оконтурены таликовые площадки, выбраны типы каптажных сооружений (шахтные колодцы в месте выхода ключа) и схема водоснабжения.

Артезианские воды залегают под вечной мерзлотой в коренных породах с положительной температурой; изыскание их производится при детальном изучении гидрогеологии района. Техника бурения и испытания скважин здесь имеет свои особенности и сильно усложняется необходимостью проходки в слое вечной мерзлоты. В этом случае буровой инструмент приходится предохранять от примораживания; это достигается впуском в скважину трубок с паром от парового котла, бурением с промывкой подогретой водой, иногда нагретым инструментом, беспрерывной работой инструмента и т. д.

Испытание скважины (откачка) в целях предохранения частей насоса (штангового) от замерзания должно производиться без остановки.

Исследования грунтов под фундаменты насосных станций и прочие сооружения являются в условиях вечной мерзлоты серьезной задачей. Для основания сооружений (плотины, насосные станции и т. д.) наиболее надежными грунтами являются скальные породы (если они не выветрены); относительно хорошими грунтами являются также песчаные, гравелистые и галечные, в особенности если они не увлажнены водами.

Наиболее неблагоприятными грунтами являются мерзлые глинистые и илистые грунты, обычно насыщенные водой (льдом), при замерзании вспучивающиеся и при оттаивании разжижающиеся.

Трассировка водоводов в условиях вечной мерзлоты имеет также свои особенности. При составлении профиля водовода кроме всех прочих данных необходимо указать границы рыхлых грунтов, коренных пород и вечной мерзлоты, а также отметить места, где заложены скважины и шурфы. Трассу следует выбирать в грунтах, не подвергаемых увлажнению, ибо последние при оттаивании могут разжижиться, а водовод подвергнуться разрушению. Если этого избежать нельзя, то предусматривают отвод воды от трассы (дренаж). Изыскания трассы сопровождаются заложением шурфов для выявления теплового режима грунтов. Измерения температур производятся на разных глубинах (до 3 м). На плане трассы указываются шурфы и характер покрова (кустарник и пр.).