Осевое давление (осевой сдвиг) и его уравновешивание 2

Ряд конструкций представляет собой группы колес, расположенных в насосе так, что впуск воды в одну и другую группы происходит в противоположных направлениях (фиг. 54), на фигуре направление движения воды показано стрелками. Колеса с двусторонним впуском (фиг. 55) принципиально могут быть отнесены сюда же. Указанное расположение колес в многоколесном насосе неконструктивно и усложняет корпус насоса.

На фиг. 56 показана схема уравновешивания при помощи дополнительного уплотняющего кольца со стороны, противоположной всасыванию, и устройства отверстий в колесе для пропуска воды, просочившейся через зазоры. Так как некоторое осевое давление в этом случае остается, то необходим механический упор (упорный подшипник). Эта схема имеет широкое распространение для малых и средних насосов.

В конструкциях многих насосов предусматривается особая разгрузочная шайба (фиг. 57). Давление воды на шайбу действует в сторону, противоположную осевому давлению; просачивающаяся вода отводится по специальному каналу и трубке (последнюю можно присоединить к всасывающему трубопроводу).

На фиг. 58 изображена схема насоса с разгрузочным поршнем d за последним колесом в соединении с небольшой шайбой b. С увеличением сдвига зазор a2 увеличивается, увеличивается и давление на поршень, и последний стремится переместиться в сторону, противоположную осевому давлению. Вода отводится через отверстие c. Существует еще целый ряд аналогичных устройств.

На фиг. 59 показана гребенчатая пята и на фиг. 59а шариковая пята, дающая менее приемлемое решение конструкции для уравновешивания осевого давления или применяемая иногда совместно с одним из способов автоматической (гидравлической) разгрузки. В настоящее время почти все одноколесные насосы с диаметром напорного патрубка выше 200 мм, устанавливаемые на водопроводах, строятся с двусторонним всасыванием. Большое распространение имеет разгрузочная шайба.