Насосные станции, оборудованные электродвигателями 1

Пуск и остановка моторов обычно состоят из следующих операций: включение рубильников (включение тока), выключение реостата (выключение сопротивлений, введенных к моменту пуска) и приподнятое щеток на моторе (ротор при этом замыкается накоротко, износ щеток уменьшается). При остановке то же повторяется в обратном порядке. У некоторых моторов щетки постоянно лежат на контактных кольцах; это представляет некоторые удобства при оборудовании автоматических станций. У таких моторов при пуске и выключении отпадают операции с приподнятием и опусканием щеток.

Более простым типом по сравнению с обычным мотором с фазовым ротором является мотор с короткозамкнутым ротором. Недостатком этих моторов является необходимость иметь пусковой ток большой силы, превышающий нормальный ток в 5 - 7 раз. Этот недостаток не чувствителен для очень малых моторов в несколько сил, но, обусловливая «толчок» тока в сети, он весьма заметен при моторах большой мощности; поэтому применение короткозамкнутых моторов связано с дополнительной установкой особых пусковых переключателей, уменьшающих потребный пусковой ток. Кроме того, вращающий момент короткозамкнутого мотора мал. Таким образом, условия работы во время пуска наиболее благоприятны у обычных моторов с фазовым ротором: меньше пусковой ток, больше вращающий момент. Однако в ряде случаев такие моторы усложняют схему устройств, как, например, при электрооборудовании автоматических насосных станций: для мотора с фазовым ротором здесь необходимы автоматические реостаты, щетки постоянно опущены, могут подгореть места соприкосновения их с контактными кольцами, что недопустимо, и т. д.

Существуют еще моторы типа Бушеро, короткозамкнутые моторы с двойными пазами и с двумя обмотками (внешней и внутренней). В этой конструкции как бы совмещены пусковой реостат нормального мотора и преимущества короткозамкнутого мотора, упрощающие обслуживание.

В последнее время на некоторых крупных станциях (не на железнодорожном транспорте) встречаются синхронные электродвигатели, отличающиеся от асинхронных высоким к. п. д. и хорошим коэффициентом мощности (co). Моторы эти имеют несколько более сложный пуск вследствие необходимости доведения их до синхронной скорости, поэтому на малых и средних водопроводных насосных станциях они могут, иметь крайне ограниченное применение в то время как при значительных мощностях их большая экономичность дает выгоды в эксплуатации.

Вместо установки синхронных моторов в целях улучшения коэффициента мощности могут быть установлены асинхронные моторы с компенсаторами фаз.

Стремление к экономии места и удешевлению строительства насосных станций приводит в ряде случаев к целесообразности установки вертикальных моторов в соединении с вертикальными центробежными насосами. Такой мотор трехфазного тока мощностью 52 кв, числом оборотов 1500 в 1 мин., закрытого типа представлен на фиг. 232. Воздух всасывается через отверстия, имеющиеся вверху и внизу; нагретый воздух выходит через четыре боковых отверстия, прикрытых жалюзи. Эти моторы выполняются с постоянно прилегающими щетками, с поднимающимися щетками, короткозамкнутые и с двойными обмотками в роторе.

Электрические распределительные устройства требуют определенного места в малых станциях (небольшие мощности) и специального помещения в средних и больших станциях. Аппаратура распределительного устройства для пуска, регулирования работы, контроля, а также для защиты моторов зависит от мощности моторов, вольтажа и пр.