Насосные станции, оборудованные электродвигателями

Общие сведения об электрооборудовании насосных станций

Широкое применение электродвигателей при проектировании и оборудовании новых насосных станций на железнодорожном транспорте привело к необходимости подробнее рассмотреть ряд элементов электрооборудования и значительное число выполненных установок.

В оборудовании насосных станций в настоящее время применяются почти исключительно электромоторы трехфазного переменного тока, чаще всего асинхронного типа.

Нормальные моторы трехфазного тока при обычной частоте тока в 50 пер/сек. независимо от мощности и напряжения имеют при холостом ходе число оборотов в 1 мин., близкое к 3000, 1500, 1000, 750, 600 и 500. При полной нагрузке число оборотов уменьшается на 2 - 5%.

Тип моторов обычно принимается открытый, за исключением таких случаев, как наличие в местах установки влаги и т. п., требующих частичного или полного закрытия мотора.

В малых помещениях, особенно в подземной части станции, при работе моторов значительной мощности может возникнуть вопрос об удалении нагретого воздуха, т. е. охлаждении помещения; в ряде случаев (некоторые заглубленные станции) даже и при значительных размерах здания этот нагретый воздух зимой может служить для целей отопления.

Моторы небольших и средних мощностей, примерно до 100 кв или несколько больше, обычно выполняются для низкого напряжения до 500 в; моторы для больших мощностей обычно выполняются для высокого напряжения, чаще 3000 и 6000 в. Моторы напряжением в 3000 в строятся, начиная с мощности в 60 кв. Насосные станции на железнодорожном транспорте обычна питаются током низкого напряжения, но могут в отдельных случаях питаться и током высокого напряжения; в случае необходимости трансформирование его до пониженного вольтажа может происходить на самой насосной станции. Принятый вольтаж зависит от условий питания насосной станции током. Подача энергии желательна от двух ближайших электрических станций, если таковые имеются в районе, или от двух независимых линий (фидеров), идущих от электростанции в различных направлениях; если бесперебойная работа станции не может быть гарантирована, то на станции следует установить независимый тепловой резерв (или вовсе отказаться от электрооборудования). Обычная конструкция электромотора — с контактными кольцами с приспособлением для подъема щеток.