Насосные станции. Общие сведения о насосных станциях

Типы оборудования насосных станций

Многообразие условий работы насосных станций железнодорожного водоснабжения требует применения различных типов оборудования, наиболее целесообразных для различных местных условий.

При выборе оборудования особое значение имеют:

  1. Надежность в эксплуатации;

  2. Возможная простота пуска и ухода;

  3. Экономичность установки.

Необходимость обеспечения надежности в работе приводит иногда к установке агрегатов с использованием местного топлива (паровые котлы и локомобили, отапливаемые местным топливом, и паровые насосы).

Разнообразие условий работы железнодорожных насосных станций приводит к использованию приводных и паровых поршневых насосов и центробежных насосов, компрессоров, паровых котлов и машин (последние чрезвычайно редко), локомобилей, двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей.

Необходимость обеспечения бесперебойной работы станций и некоторые местные условия нередко приводят к проектированию смешанных установок.

Таким образом, типы оборудования станций сводятся к следующим:

  1. Паровые агрегаты основные и резервные, позволяющие использовать местное топливо;

  2. Агрегаты с двигателями внутреннего сгорания (или, как их часто называют, нефтемоторные) — основные и резервные; агрегаты эти более экономичны, требуют более квалифицированного персонала; они могут проектироваться в районах, достаточно обеспеченных жидким топливом;

  3. Агрегаты с электродвигателями — электронасосы основные и резервные; агрегаты эти имеют много преимуществ по сравнению с указанными в пунктах «а» и «б». Они требуют небольшой площади, быстро включаются, требуют простого обслуживания, могут быть приспособлены для автоматической работы и т. д. Однако проектирование их должно иметь место лишь при наличии двух независимых источников электроэнергии;

  4. Агрегаты с электродвигателями основные и нефтемоторные — резервные;

  5. Агрегаты с электродвигателями основные и паровые — резервные;

  6. Агрегаты с двигателями внутреннего сгорания основные (более экономичны) и паровые (обеспечены местным топливом) — резервные.

Смешанное оборудование на существующих станциях железнодорожного водоснабжения составляет более 25%. Такое оборудование предъявляет к обслуживающему персоналу более повышенные требования и ведет к увеличению необходимого резерва запасных частей.

В тех случаях, когда можно установить и поршневой и центробежный насосы и решается вопрос о выборе насосов, необходимо учесть все сказанное ранее о насосах и тенденцию замены поршневых насосов центробежными там, где это возможно и целесообразно.