Конструкции поршневых насосов 4

Вредное действие инерционных сил смягчается уменьшением числа ходов насоса.

Вес штанг и поршня может быть уравновешен специальным противовесом или гидравлическим или пневматическим путем.

При больших производительностях для более равномерной нагрузки за оба хода поршня применяются конструкции штанговых насосов с двумя поршнями, работающими таким образом, что когда один поршень идет вниз, другой идет вверх.

На фиг. 127 показана схема такого насоса. Штанга верхнего поршня трубчатая, штанга нижнего поршня проходит в ней. Привод осуществляется от общего коленчатого вала. При расхождении поршней нагнетание осуществляется верхним поршнем, всасывание идет через нижний; при сближении поршней нижний поршень нагнетает через верхний и одновременно имеет место и всасывание.

Штанговые насосы имеют применение в артезианских скважинах небольшого диаметра (до 200 мм); при больших диаметрах целесообразнее применять центробежные насосы с вертикальным валом.

К. п. д. штанговых насосов достаточно высок и колеблется от 0,65 до 0,80 в зависимости от конструкции их.

В эксплуатации штанговые насосы имеют целый ряд недостатков: обрывы штанг, затруднительность осмотра и своевременного ремонта цилиндра и поршня, быстрый износ частей и т. д.

При наличии в воде песка может происходить заклинивание поршня и порча цилиндра.

При больших глубинах число ходов насоса принимают 20 — 30 в 1 мин. При небольших глубинах скважин встречаются быстроходные штанговые насосы с числом ходов до 150 в 1 мин.

Изготовление штанговых насосов на заводах СССР в настоящее время почти не имеет места.

Паровые прямодействующие насосы

Насосы, приводимые в действие паровыми машинами, называются паровыми. Насосы эти делятся на насосы с кривошипным механизмом и маховиком, обеспечивающим равномерность вращения вала, и насосы без маховика.

Паровая часть в насосах с маховиком выполняется в виде машины простого, двойного или тройного расширения, а сами насосы без паровой части за исключением привода часто мало отличаются от приводных; во втором случае насосы называются прямодействующими и отличаются от приводных насосов.

Прямодействующие насосы имеют большое распространение на железнодорожном транспорте. На фиг. 128 представлен один из таких насосов. Кривошипный механизм и маховик здесь отсутствуют. Паровой и водяной цилиндры расположены на одной оси, поршни их соединены общим штоком и движутся с постоянной скоростью почти на всей длине хода под действием давления пара, неизменным в течение всего хода; отсечки пара, расширения его и пр., как это имеет место у обычных паровых машин, здесь нет.

Паровой цилиндр должен иметь лишь парораспределительное устройство для изменения направления движения пара в цилиндре, т. е. для изменения направления движения поршня.