Компоновки станций умягчения воды и общие соображения к выбору типа станции и ее элементов

Самым серьезным при проектировании является решение принципиальной схемы умягчения и компоновки станции.

На ряде железнодорожных станций в США даже при жесткости воды в 10 нем. гр. установлены умягчители небольшой производительности — до 15 — 20 м3/ч, отличающиеся особой компоновкой частей и невысокой стоимостью и занимающие небольшую площадь.

В небольших таких установках, работающих по известково-содовому методу, использование фильтров ограничено; здесь применяется коагулянт — сернокислый алюминий и в последние годы широко — алюминат натрия. Центральная труба отстойника, служащая камерой реакции, проектируется на 20 - 30-минутное пребывание в ней воды. Отстойник иногда проектируется на 4 — 8 час, используется для хранения запаса воды, т. е. как резервуар, причем для забора воды из этого резервуара, заменяющего часто водонапорную башню, устраивается труба с подвижным концом — поплавком (плавающего типа).

На железнодорожном транспорте в СССР такие установки не приняты; проектируемые сооружения имеют производительность в пределах от 50 до 300 м3/ч, редко больше. Однако это уже большие сооружения, где особое значение имеют не только схема технологического процесса, но и вопросы компоновки.

Фиг. 472

1 — отстойник; 2 - сатуратор; 3 - резервуар умягченной воды; 4 - распределитель воды; 5 - вытеснитель соды; 6 — вытеснитель коагулянта; 7 — бак для раствора соды; 8 - бак для раствора коагулянта; 9 — бак известкового молока; 10 - творила извести; 11 - содовая мешалка; 12 - известковая мешалка;13 - нефтяные двигатели; 14 - насосы; 15 - насосы для перекачивания реагентов; 16 - котлы для отопления; 17 - подъемник; 18 - смеситель; 19 - лабораторный стол