Каустическая (щелочная) хрупкость металла

Под названием каустической хрупкости понимают такое перерождение котельного металла, которое происходит под влиянием высоких концентраций едких щелочей (примерно 350 г/л). Явление это может иметь место в заклепочных швах, в соединениях листов и капиллярных пространствах. В результате образуются трещины, разрывы по линиям заклепочных швов и пр. (фиг. 251).

Присутствие только одних щелочей не всегда обусловливает хрупкость металла: для этого необходимо некоторое перенапряжение металла. Высокое содержание щелочи может обусловливать также разъедание арматуры (бронзовые части).

Подземная коррозия

Подземная коррозия происходит в основном вследствие наличия в почве различных примесей и действия блуждающих электротоков.

Влияние примесей в почве

Металлические трубы, зарытые в почву, приходят в соприкосновение с растворенными солями, органическими и иными веществами, находящимися всегда в большем или меньшем количестве в почве в зависимости от характера почвы, местного загрязнения (сточные воды) и т. д.

Действие этих примесей различно, но большинство из них в влажной среде обусловливает образование в металле местных гальванических токов, а следовательно и его разрушение.

Солончаковые почвы, содержащие значительное количество солей и особенно хлоридов, очень вредны для металла вследствие высокой активности хлоридов и хорошей электропроводности. На фиг. 252 показана коррозия труб в солончаковой почве.

Наименее опасными с точки зрения коррозии являются песчаные почвы.

Коррозия блуждающими токами

Электрические железные дороги получают постоянный ток с центральной станции через надземный провод; обратно же ток возвращается по рельсам. Так как рельсы недостаточно изолированы от земли, то часть тока возвращается к электростанции не по рельсам, а через землю. Такие токи называются блуждающими. Плохая изоляция рельсов, большое сопротивление в стыках и высокая электропроводность почвы способствуют увеличению блуждающих токов.

Если вблизи рельсов расположены металлические подземные сооружения (трубы), то блуждающие токи, выходя из рельсов, могут входить в эти металлические сооружения и, пройдя по ним некоторый отрезок пути, возвращаются в рельсы. Так как металл, находящийся в почве, можно рассматривать как электрод в некотором растворе электролита, то в том месте, где ток выходит из металлического проводника в землю, положительно заряженные ионы металла переходят в электролит — землю, т. е. в этом месте происходит коррозия.

Коррозия этого типа преимущественно носит локальный (местный) характер и проявляется в форме сквозных протравлений и язвин.

Явления, подобные описанному, могут иметь место и независимо от электрических железных дорог в районах с рудами. Последние, состоя преимущественно из окислов и сульфидов металлов, благодаря целому ряду условий (окислительные процессы и пр.) могут образовывать природные гальванические элементы, порождающие электротоки различной силы, которые могут быть столь же опасными для металла, находящегося в почве, как и указанные блуждающие токи.