Изыскания трассы напорных линий

Изыскания трассы напорных линий ведутся с целью выбора наименьшей длины линий и прокладки их в наиболее благоприятных грунтах. Необходимо избегать прокладки линий в плывунах или скальных грунтах. Таким образом, изыскание трассы выходит за пределы чисто топографических изысканий.

Пересечения трассы линий с речками, балками, ручьями, железнодорожном полотном и т. д. снимаются подробно, и для такого места составляется профиль перехода линии. Отметки воды при проходе весенних и ливневых вод имеют важное значение при пересечении трассой балки или оврага.

Напорный водовод желательно трассировать по кратчайшему расстоянию, но пересечение напорной линией балки или оврагов удорожает производство работ (в отдельных случаях это может вызвать необходимость постройки дорогостоящих акведуков).

Трассировка по населенному месту менее желательна, а в случае неизбежности таковой, как трасса, так и глубина заложения труб, должны быть увязаны с уже проложенными или намечаемыми к прокладке электрическими, телефонными кабелями и т. д. Расстояние между двумя напорными линиями должно приниматься значительным и желательно не менее 10 - 15 м; по специальному заданию это расстояние может приниматься большим.

При трассировке напорной линии расстояние ее должно быть не менее 5 м от подошвы откоса насыпи.

При неблагоприятных местных условиях приходится составлять несколько вариантов трассы и производить выбор ее на основании экономического сравнения.

Топографические изыскания по трассам напорных водоводов в первой стадии изысканий сводятся к выбору общего направления трассы, нивелировке и составлению плана и продольного профиля трассы и при составлении технического проекта в основном сводятся к уточнению и некоторой детализации изысканий, произведенных ранее к проектному заданию или схеме.

Направление трассы зависит от места расположения водопотребителей, рельефа местности и прочих условий, указанных выше. Для трассировки линии необходимо пользоваться картографическим и плановым материалом и начинать с рекогносцировочных обследований; съемка трассы должна быть привязана в высотном и плановом отношении к соответствующим знакам государственной съемки.

В зависимости от числа водоводов и расстояния между ними планово-высотная съемка участка производится вдоль трассы напорных водоводов шириной в среднем около 20 - 50 м с составлением плана в масштабе 1/2000 – 1/5000 с сечением горизонталей через 0,5 - 1,0 м. Продольный профиль трассы составляется в масштабе: горизонтальном 1/2000 – 1/5000 и вертикальном 1/100 – 1/200.

В местах перехода напорных водоводов через реки, староречья, балки, овраги, шоссейные дороги, под мостами и пр. производится высотно-плановая съемка в более крупных масштабах - 1/200 – 1/500 с сечением горизонталей через 0,5 - 1,0 м и составлением продольных профилей в масштабе: горизонтальном 1/100 – 1/500 и вертикальном 1/50 и 1/100. Места переходов, встречающиеся по трассе: строения, огороды, сады и пр. наносятся на общий план.

Геологические и гидрогеологические изыскания

По трассе напорного водовода необходимо выявить характер грунтов; для этой цели закладывается ряд разведочных скважин глубиной примерно до 4 м на расстоянии друг от друга 200 м и более в зависимости от характера геологического строения; особо отмечаются заболоченность, глубина залегания грунтовых вод, установившийся уровень их и качество воды в смысле корродирующего действия. При наличии одной напорной линии и проектировании другой для проектирования переключения их снимаются поперечные профили с указанием отметок заложения труб и пр.

Большое значение при трассировке линии имеют данные о глубине промерзания почвы.

В местах переходов через реки, староречья, овраги и пр. геологические разведки (скважины, шурфы и др.) располагаются на расстоянии 10 - 30 м и составляются геологические профили. В местах расположения таких сооружений, как дюкеры, акведуки и др., скважины и шурфы заглубляются обычно на 3 - 4 м ниже основания этих сооружений.