H-пермутитовый метод умягчения воды 1

Возможна и другая схема (см. фиг. 454а); вначале вся вода фильтруется через фильтры с H-пермутитом, затем с обычным (натриевым) пермутитом. Щелочность воды при этом получается не ниже 1 — 1,2 нем. гр.

Первая схема обладает преимуществами, заключающимися в большем снижении солевого состава воды, в возможности получения умягченной воды желаемой щелочности и в отсутствии необходимости фильтровать все количество воды на обеих группах фильтров.

Регенерация H-пермутита достигается пропуском через него растворов кислоты (концентрация 0,5% и выше). Указанные схемы, имея две группы фильтров, потребуют регенерации поваренной солью (одна группа) и кислотой (другая группа). Одно из основных требований, которое предъявляется к H-пермутиту, - не подвергаться интенсивному разрушению при регенерации, чему удовлетворяет волконскоит (частично испытанный в полупроизводственных условиях). Последний представляет собой минерал — сложный силикат, найденный в Союзе пока лишь в весьма ограниченных количествах; он может быть использован после некоторой обработки. Ведутся работы с целью установления методов изготовления искусственного синтетического Н-пермутита.

Развитие H-пермутитового способа обработки воды, зависящее от нахождения самих H-пермутитов, представляет значительный интерес и в частности может представить интерес для применения на железнодорожном транспорте.

Цеолитовый метод в чистом виде (некомбинированный) приводит, как указано выше, к обогащению умягчаемой воды щелочами; при большой жесткости расход воды на собственные нужды чрезвычайно большой. В районах с дефицитной водой цеолитовый метод вследствие этого в чистом виде оказывается неприменимым.

На железнодорожном транспорте применение цеолитового метода в чистом виде может быть весьма ограниченным. Для вод с весьма высокой жесткостью применяют частичное умягчение по известково-содовому методу с последующей обработкой на цеолитовых фильтрах.

Качество воды для снабжения паровозов отражается на его сохранности и использовании, на величине межпромывочного пробега, на расходе топлива и т. д. Все это заставляет в каждом отдельном случае относиться к выбору схемы умягчения особо строго и внимательно.