H-пермутитовый метод умягчения воды

Как было указано, применение цеолитового метода в чистом виде на железнодорожном транспорте весьма ограничено вследствие значительной щелочности, получаемой после умягчения воды, тем большей, чем больше карбонатная жесткость необработанной воды. Предварительная обработка воды известью или комбинированный известково-цеолитовый метод должен на железнодорожном транспорте найти широкое применение. Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков, свойственных обработке воды известью (удаление значительного количества шлама представляет некоторые трудности, а отстойники, кварцевые фильтры, сатураторы и прочее необходимое при этом оборудование увеличивают стоимость станции и себестоимость 1 м3 умягченной воды).

Всесоюзный теплотехнический институт еще несколько лет назад указал на возможность H-пермутитового метода умягчения, сущность которого отличается от использования обычных пермутитов. Последние обменивают катион натрия на катионы Ca и Mg, в то время как H-пермутит позволяет осуществить процесс обмена катионов водорода на катионы накипеобразователей Ca и Mg. Реакции обмена имеют следующий вид:

Из рассмотрения реакций следует, что H-пермутит при фильтрации через него воды понижает ее солевой состав, устраняя временную жесткость, а устраняя постоянную жесткость, выделяет в воду эквивалентные количества кислоты. Таким образом, чем выше карбонатная жесткость, тем меньший минеральный состав ее после умягчения H-пермутитом, и чем выше некарбонатная жесткость и содержание в обрабатываемой воде сульфатов и хлоридов, тем выше кислотность воды, умягченной H-пермутитом. Кислотность воды может быть устранена подщелачиванием другой частью воды, умягчаемой параллельно обычным пермутитом.

Перемешивание двух частей общего объема умягчаемой воды при определенном соотношении этих частей, зависящем от качества воды, приводит к нейтрализации воды, прошедшей через H-пермутит. Выделяющаяся при этом CO2 в результате реакций умягчения и нейтрализации может удаляться в деаэраторе.