Дренаж 5

В дырчатой трубе имеют место уменьшение скорости движения и восстановление скоростного напора v2/2g; потери на трение незначительны.

На фиг. 341 приведены данные опытов; АВ — труба диаметром 50 мм; между С и В расположено 40 отверстий диаметром 5,5 мм; конец трубы у В закрыт; расход равен 3,333 л/сек. Показания пьезометров в точках А, С, D, В подтвердили увеличение напора к концу дырчатой трубы, близкое к скоростному напору, «освободившемуся от уменьшения скорости между С и В». Означенные опыты привели к тому, что основанием для расчета дренажных (дырчатых) труб стали принимать не потерю напора на трение, а восстановление скоростного напора, имеющее место в дренаже к концу центральной трубы и далее к концу ответвлений.

Наибольшую разность напоров в дренажной сети точно определить затруднительно,так как степень восстановления скоростного напора, или величина, на которую он восстановлен, описанными опытами не уточнена (проф. Н. Г. Малишевский предлагает здесь учитывать разницу в 15%). Максимальная же разница напоров (теоретическая) у начала магистрали и в конце последнего ответвления равна:

где v1 — скорость движения воды в начале магистрали;

v2 — скорость движения воды в начале ответвления .

Действительно, если давление у входа в магистраль — h, то давление в конце магистрали приближается к:

(на самом деле давление будет несколько меньше, так как скоростной напор восстанавливается не полностью). Наконец, в конце последнего ответвления на основе сказанного давление будет

равно:

(по той же причине действительное давление будет несколько меньше).

Наибольшая возможная разность давлений в начале магистрали и в конце последнего ответвления равна:

Так как максимально возможная разность давлений дает наибольшую неравномерность промывки, то она и принята при дальнейшем расчете.

Если количество воды, вытекающее в первом отверстии первого ответвления, обозначить через qс, имеющийся здесь напор, расходуемый на преодоление сопротивлений в отверстии, - через h, количество воды, вытекающее в последнем отверстии последнего ответвления, через qB и величину отверстий через ω, то:

или